СШ  № 11 (Подготовка к школе)
РОДИТЕЛЯМ

Пять компонентов готовности к школе

Почему так важно определять готовность к школе? Потому что:

  • у неготовых детей труднее и длительное происходит процесс адаптации к школе; у них чаще проявляются трудности в обучении;

  • они менее трудоспособны;

  • быстрее утомляются;

  • им нужно больше, чем остальным времени для формирования навыков письма и чтения;

  • большая часть этих детей не справляется, с учебными нагрузками не только в 1-м классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;

  • именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья.

Какие вопросы решаются при обследовании детей перед школой?

Обычно определяют следующие критерии психологической готовности к школе: личностная или мотивационная; волевая; интеллектуальная или познавательная; речевая; социально-психологическая или коммуникативная.

Личностная или мотивационная готовность к школе, включает в себя три сферы жизненных отношений:

  • отношения с окружающими взрослыми;

  • взаимоотношения со сверстниками;

  • отношение к самому себе.

Это проявляется в интересе к школе, и желании принять новую социальную роль, а так же в сформированности произвольного поведения, что в первую очередь выражается в организованности и проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль. Им свойственна завышенная самооценка, шестилетние дети не способны к адекватной самооценке, поэтому она зависит от взрослых.

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности ,поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций ( памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: "Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?" Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь... 2. Я думаю о том, чтобы... 3. Я был(а) бы рад(а).. 4. Я надеюсь, что... 5. Я уверен, что.. 6. Я мечтаю... 7. Я хочу...

Если в результате анализа теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит серьезно подумать о формировании у него мотивационной готовности.

Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т. д.).

Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является "Графический диктант":ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо-влево, вверх-вниз).

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту — социально-психологической готовности к школе.

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", разбирается ли в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра". Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали, и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Для выяснения того, насколько развита память, прочитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак); затем попросите его повторить прочитанное. Прочитайте слова всего 4 раза и каждый раз требуйте повторения. Если в результате оказались выученными 8—9 слов, а количество повторяемых слов постоянно увеличивалось, то можно считать, что память ребенка не внушает опасений. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит, его мышление соответствует норме.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточное лото);

б) придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра "Говори наоборот", в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый — тонкий, большой — маленький. Можно предложить детям следующие пары слов: большой — маленький, черный — белый, горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, огонь — вода, трус — храбрец;

в) всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем чтобы получить другое изображение).

Умение учиться — пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.

На развитие слухового восприятия направлены следующие задания: •угадать откуда идет звук; •угадать предмет по звуку; •сравнить, как воспринимается одно и то же слово, произнесенное с различной силой и высотой, •назвать как можно больше звуков, идущих из определенных источников (из коридора, с улицы, внутри себя); •угадать чей это голос, чьи шаги; •составить рассказ по звукам, которые производит ведущий; •назвать как можно больше "звукоизобразительных" слов.

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной и легко прошла адаптация должны быть сформированы все выше перечисленные факторы. Если же какой-то из критериев не сформирован, то возможно возникновение дезадаптаци.

У нас существует преемственность с детскими садами, дети из которых поступают к нам в школу (д/с № 38,33, 26, 29).

Психологи этих д/с передают сводную матрицу готовности дошкольника к обучению в школе.

А мы проводим в конце сентября начале октября психолого-педагогический прогностический скрининг, который помогает учителю самостоятельно увидеть психологические особенности своего класса и найти педагогические пути преодоления возникающих трудностей. Целью скрининга является выявление развития двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированной деятельности. Данные обследования позволяют определить готовность учащихся к обучению в школе. По результатам проведенного скрининга выделяют 4-е группы детей:

  • высокая возрастная норма;

  • стабильная середина;

  • ниже возрастной нормы;

  • низкая возрастная норма.

Учащихся с показателями ниже возрастной нормы называют детьми «группы риска», а учащиеся с низкой возрастной нормой относятся к группе «беда», эти группы детей являются группами риска в процессе адаптации, т.е могут быть дезадаптированным.

Обычно период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период дети могут быть шумными, вести себя развязно с учителями. Увеличивается число заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка и его организм в связи с изменением образа жизни. У некоторых детей полная адаптация так и не происходит. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, этим дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. С какими же трудностями сталкиваются учителя в первый год обучения, какие жалобы?

1. Хроническая неспешность.

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.

Причины, приводящие к неспешности:

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.

3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

2. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Как помочь?

1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

2. Дать возможность ребенку развернуть вовне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

3. Негативистская демонстративность.

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

4. Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям:

1) винить учителя;

2) винить ребенка, а это путь к хронической неуспешности.

Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

4. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.

5. "Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.

За этим может стоять все, что угодно.

1) сниженная потребность познавательных мотивов;

2) мотивация избегания неудач, неуспеха;

3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается учителями как лень. Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя).  Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Используются технологии uCoz